Женщины-предприниматели рассказали о своем экспортном потенциале

Женщин в российском бизнесе становится все больше, они занимают уникальные ниши, что позволяет расширять и разнообразить несырьевой экспорт из России. Государство должно постоянно думать о мерах поддержки перспективных предприятий, а сами их основательницы — смелее осваивать внутренний и внешние рынки. Об этом шла речь на встрече спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко с женщинами-предпринимателями на тему «Роль женщин в развитии экспортного потенциала РФ».

 

«Международная организация труда фиксирует, что треть всех предпринимателей в мире — это женщины. И очевидно, что женское предпринимательство может выступить важнейшим драйвером мирового экономического развития», — отметила глава Совфеда. В России доля предприятий, созданных женщинами, например, в обрабатывающих производствах, составляет уже 32 процента. Они также успешно осваивают сферу информационных технологий. «Важно, что сегодня российские женщины-предприниматели — это, как правило, высококвалифицированные и хорошо подготовленные профессионалы. Высшее образование среди них имеют 85 процентов, а более 40 процентов — получили дополнительное образование», — подчеркнула она.

 

С такими данными россиянки должны активнее продвигать свои интересы как внутри страны, так и за ее пределами, считает спикер. «Важны и разработка специальных образовательных программ, и участие женщин в международных выставках, и субсидирование расходов, связанных с сертификацией и логистикой», — заявила Матвиенко, добавив, что особенно важно «выжимать» максимум возможностей для российского предпринимательства из сотрудничества по линии международных организаций (АТЭС, БРИКС, ШОС, ЮНИДО и других). «Не надо стесняться, не надо быть настолько скромными, надо использовать свой потенциал. От скромности до безвестности — один шаг», — отметила она.

 

У женщин-предпринимателей большое будущее на внешнем рынке, уверен гендиректор «Российского экспортного союза» Петр Фрадков. По его словам, несырьевой экспорт из России за девять месяцев этого года вырос на 25 процентов, а выручка от него превысила доходы от нефти и газа. Среди растущих отраслей есть такие, в которых женщины традиционно добиваются успеха — пищевая переработка, легкая промышленность, сувенирная и ювелирная продукция. «Мне кажется, что сейчас женщины-предприниматели и экспортеры превращаются в один из драйверов роста российского несырьевого экспорта», — заявил Фрадков. Его организация готова обучать бизнес-леди в «Школе экспорта», оказывать меры финансовой и нефинансовой поддержки. «Спасибо, что приняли в компанию», — сказал он. «Могу вас заверить, что теперь вы никуда от нас не денетесь», — парировала Матвиенко.

 

Участницы встречи рассказали о своих успехах и препятствиях, мешающих развитию бизнеса. Петербурженка Наталья Ларченко создала бренд ювелирных украшений «Матрешка», использующий очертания самого известного русского сувенира. Недавно предприятие победило в конкурсе женских предпринимательских проектов АТЭС 2017 и вышло из интернет-продаж в офлайн. Реализация украшений в обычной рознице дает новые возможности, но аренда отнимает значительную долю выручки. «Мне жаловались дизайнеры, которые поставляют продукцию в крупные магазины, что 50% от продажи забирают себе торговые предприятия», — ответила на это Валентина Матвиенко. Она назвала такое разделение доходов эксплуатацией и «обдираловкой» молодых предпринимателей и предложила «нормативно посмотреть, как ограничить аппетиты тех крупных магазинов, которые принимают продукцию отечественных производителей малого и среднего бизнеса».

 

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин предложил сделать запрос на эту тему в Федеральную антимонопольную службу — по его сведениям, ставки аренды для «якорных» арендаторов в торговых центрах могут быть в десять раз ниже, чем для мелких и средних предпринимателей.

 

Основатель кондитерской фабрики «Ева», 28-летняя Милана Привалова из Ульяновска за три года смогла наладить производство кондитерских изделий в объеме 85 тонн в месяц и выйти с ними на рынки Казахстана и Китая. «В телевизор ее немедленно, и пусть она выступает как живой пример для молодых преуспевающих людей», — прокомментировала ее историю глава Совфеда. Сенатор Екатерина Лахова предложила показывать сюжеты об успешных женщинах-предпринимателях на телеканале Совета Федерации «Вместе-РФ». «Хорошее дело. Может быть, с нашего канала этот материал будут брать и пропагандировать», — поддержала идею председатель верхней палаты.

Поделиться: