Только каждый десятый россиянин готов передать свое дело по наследству

fd247ddc2181345ca8591bff7c3fb8a4Семейный бизнес в России вышел из кризиса. Почти каждая седьмая компания в 2016 году продемонстрировала рост. Предприниматели ставят перед собой амбициозные задачи, но не доверяют управление семейным делом собственным детям.

Доля предприятий, которые росли в 2016 году в России даже больше, чем в мире, — 67 против 64 процентов, показало исследование PwC. «Столь внушительный процент компаний, продемонстрировавших рост, связан прежде всего с тем, что бизнес полностью адаптировался к новым экономическим условиям и уже готов развиваться в новых реалиях», — считает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева. События 2014-2015 годов, ставших тяжелым временем для многих предприятий, способствовали тому, что на рынке остались только сильнейшие игроки, готовые к поиску неординарных решений и глобальной перестройке бизнес-процессов.

Одна из основных проблем частных компаний — роль семьи в бизнесе и передача управления делами наследникам. Представители следующего поколения семьи принимают активное участие в делах четверти компаний. Но только 9 процентов собственников действительно готовы передать управление своим делом детям. В мире четверо из десяти предпринимателей доверяют детям и готовы передать им бизнес по наследству. В России столько же процентов готовы просто продать компанию в конце предпринимательской карьеры.

Роль семьи в бизнесе слаба: наследники принимают активное участие в делах только четверти компаний

Наталья Краснова, руководитель программы «МВА-управление человеческими ресурсами» Института МИРБИС, считает, что проблема кроется в малой включенности молодого поколения в дела семейного бизнеса. «Мне кажется, вполне можно привлечь подростков и к участию в бизнесе. Такая работа помогает узнать специфику компании, прежде чем получить ее по наследству. А для родителей подобное включение позволяет оценить ребенка с точки зрения потенциального управленца», — говорит эксперт.

Преемственность семейного бизнеса пока является слабой стороной российского предпринимательства. Только 5 процентов компаний управляются тремя поколениями одной семьи, 10 процентов имеют в своем руководстве два поколения. Подавляющее большинство — 85 процентов — это семейный бизнес одного поколения, то есть мужа и жены или братьев и сестер.

В то же время эксперты не раз отмечали, что модель семейного бизнеса из нескольких поколений является наиболее успешной. Консерватизм и осторожность старшего поколения и знание технологий и современных тенденций нового поколения делают бизнес более устойчивым.

К несчастью, развиваться семейному бизнесу часто мешает конфликт поколений и семейные ссоры. Хотя постепенно российские предприниматели учатся разрешать их цивилизованно. Сейчас 57 процентов российских компаний применяют определенные процедуры и механизмы для урегулирования семейных конфликтов. В 2014 году такие методы были в арсенале лишь у 45 процентов предпринимателей. Хотя пока нам далеко до общемирового показателя, который равен 82 процентам.

Технологии заставляют меняться

На ближайший год основными вызовами для себя предприниматели считают госрегулирование, валютные риски и конкуренцию. В перспективе пяти лет к ним добавляются инновации, рыночная нестабильность, сдерживание роста затрат и необходимость идти в ногу с развитием новых технологий.

«Руководители компаний все сильнее ощущают уязвимость их деятельности перед новыми цифровыми технологиями и бизнес-моделями. 60 процентов обсуждают вопросы инноваций и новых технологий на уровне совета директоров», — отмечает Алина Лаврентьева, партнер PwC в России.

Объем цифровой экономики, по оценкам IDC, к 2024 году составит 15 триллионов долларов. Развитие технологий способствует кардинальной перестройке мировой экономики.

Некоторые страны уже задумались о том, каким будет бизнес будущего. «Они начинают создавать так называемые кластеры передового опыта, где будут сосредоточены таланты в самых разных областях. Это — цифровая экономика», — считает президент международного направления технологического и бизнес-консалтинга Huawei Пол Скэнлан.

Госрегулирование и целые отрасли переходят на «цифру», наращивая свою конкурентоспособность. Сингапур следует своей программе в области ИКТ «Умное государство 2025». В 148 странах разработаны аналогичные национальные стратегии: например, «Интернет+» (Китай), «Индустрия 4.0» (Германия), программа «Цифровая Малайзия», «Умный город» (Нидерланды) и т.д.

Технологии формируют новую цифровую экосистему как на уровне стран, так и в глобальном масштабе. Компаниям необходимо вовремя встроиться в нее.

Для этого есть два подхода. Первый можно назвать «Интернет плюс». Принцип его работы хорошо иллюстрирует деятельность Uber. Второй подход — «Плюс Интернет». Это когда традиционные предприятия используют ИКТ как способ стимулирования новаторской деятельности в области и обслуживания бизнес-модели.

Главное — не столько инновация, сколько способность компании к непрерывному изменению. «Не все, кто вышел первыми, выиграли. Быть первым не так важно: главное, чтобы ИТ-продукт или технология выводились на рынок вовремя. Только тогда есть шансы долгое время оставаться лучшим», — считает президент группы компаний ЛАНИТ Георгий Генс. Помимо вложений в цифровую инфраструктуру, полезно инвестировать в бизнес-аналитику. Без нее сложно понять своего потребителя.

Поделиться: