Практические знания становятся новым видом услуг

В условиях стремительного роста и разнообразия интеллектуальных услуг, когда знакомые экономические модели утрачивают свою силу, в экономике формируется новый сектор K2B — Knowledge to Business — знания для бизнеса. Об этом говорили в Петербурге эксперты второй всероссийской конференции «Интеллектуальная услуга 2017: управление интеллектуальным производством».

 

 

Сегодня деление услуг на «традиционные» и «интеллектуальные» до сих пор остается достаточно условным, и нет единого понимания границ сектора интеллектуальных услуг. Российские эксперты только начинают формировать понятийный аппарат, костяк новой отрасли экономики. Однако в других странах мира это понятие возникло даже не вчера.

 

— Мы живем в эпоху сервисной экономики, последние десять лет уже два-три ВВП приходится на производство нематериальных ценностей, — говорит Марина Дорошенко, профессор кафедры прикладной институциональной экономики МГУ.

 

 

Управлять знаниями внутри компании, способствовать их производству — это значит управлять инновационной деятельностью компании. Сам процесс управления хорошо отражает модель DIKW (от английского data-information-knowledge-wisdom: данные — информация — знания — мудрость). «Информация добавляет контекст. Знание — механизм использования. Мудрость добавляет условия использования» — так поясняют эту схему эксперты.

 

По словам Дорошенко, интеллектуальную услугу отличает ее клиентоориентированность, она создается под конкретного клиента, причем сам заказчик является ее сопроизводителем, то есть активно участвует в ее производстве, так как лучше других знает свои потребности. Еще одна особенность — для производства услуги у специалистов должна быть высокая квалификация, и именно навыки, а не просто наличие диплома об высшем образовании.

 

Сегодня сектор интеллектуальных услуг называют «четвертичным» сектором экономики. «Первичный» — это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, «вторичный» — обрабатывающая промышленность, «третичный» — все услуги от транспорта и связи до образования и государственного управления. В ближайшем будущем любая сервисная экономика (экономика сферы услуг) будет являться такой же отсталой, как сегодня аграрная или индустриальная. Поэтому именно «знаниеемкие» сектора K2B являются сегодня основными источниками роста и опережают темпы роста первичного и вторичного секторов.

 

Что же сегодня относят к интеллектуальным услугам? Это прежде всего любой консалтинг и внешний менеджмент, маркетинговые, рекламные, дизайнерские, юридические услуги. Их создают специалисты, которые особенно ориентированы в своей деятельности на производство добавочной стоимости продукта.

 

— Однако уже сейчас в отрасли K2B намечены новые тренды — прежде всего это переход от классического консалтинга, от «советования», к производству знаний, а также ориентация на удобство технологий, в том числе на их мобильность, — говорит Павел Савченко, идеолог проекта «Интеллектуальный поток».

 

Кроме того, говорит Константин Бочарский, генеральный директор Pressfeed, отрасль отличает определенная синергия — когда технология, примененная в одном секторе экономики, тут же адаптируется в другом.

 

Природу этого эффекта объясняет другой эксперт, Олег Лавров, председатель правления ассоциации «КМ-Альянс», агентства инновационного развития.

 

— У каждого из нас за спиной несколько профессий, и именно взаимодействие опытов, полученных в различных сферах, дает необходимый результат, новые знания рождают новые языки коммуникации, — считает эксперт.

 

Насколько же важно формирование новой отрасли для экономики?

 

— Сегодня идет процесс обрастания услугами любой отрасли, потому что в современном производстве добавленная стоимость изделия значительно меньше добавленной стоимости услуг, — говорит Дорошенко.

 

В целом, считают эксперты, граница между товарами и услугами активно стирается. Есть просто отрасли с меньшим и наибольшим числом услуг. Еще в восьмидесятые годы ВВП услуг произошел ВВП материального производства. Сегодня они различаются в разы.

Поделиться: